Боевое использование летающих лодок Дорнье Do-24

Боевое использование летающих лодок Дорнье Do-24

Самолеты Do-24К авиации Голландской Ост-Индии с декабря 1941 г. участвовали в борьбе против японской экспансии. Первоначально они действовали, главным образом, как разведчики, но вскоре их начали применять для ударов по вражеским судам. При этом Do-24К действовали поодиночке или небольшими группами и несли существенные потери от вражеских истребителей и зениток. В феврале-начале марта 1942 г. 6 уцелевших гидросамолетов эвакуировали в Австралию. Их передали 41-й эскадрилье Королевских австралийских ВВС, которая использовала «дорнье» в качестве транспортных.

Подготовка Дорнье Do-24T к вылету

В люфтваффе два «дизельных» прототипа Do-24 в качестве транспортных участвовали в апреле 1940 г. в высадке в Норвегии, действуя в составе группы KGr.z.b.V 108. Серийные гидросамолеты Do-24 в заметном количестве появились в люфтваффе в начале 1942 г. Ими комплектовали морские спасательные отряды (Seenotstaffel), в которых новые гидропланы пришли на смену устаревшим Не 59 и Do-18. Помимо своего прямого назначения — выполнения роли спасательного круга, самолеты этих частей привлекались для решения широкого круга других задач, в частности, морской разведки и транспортных перевозок. Особенно это характерно было для района Черного моря, где летающие лодки Do-24Т появились в мае 1942 г. Базируясь в Евпатории, они вели разведку и эскортировали конвои. Весной 1943 г. более 20 «дорнье» осуществляли снабжение немецких войск на Кубани. В апреле-мае 1944 г. Do-24Т обеспечивали эвакуацию Одессы и Севастополя.

С весны 1942 г. на Средиземном море действовали 6-й и 7-й спасательные отряды, вооруженные Do-24. В 1944 г. к ним присоединились самолеты, выведенные с Черного моря. Все они участвовали в эвакуации немецких войск с Крита и других островов.

В Норвегии базировались 50-й и 51-й спасательные отряды, несколько таких частей находилось во Франции (в Булони и Шербуре), обеспечивая спасение летчиков в Ла-Манше. На пике своей карьеры Дорнье Do-24Т использовались в 15 морских спасательных отрядах, но к концу войны оставались лишь в двух (80-м и 81-м).

Весной 1944 г. 12 самолетов Do-24Т-3 (собственно, 13 — но один в нелетном состоянии на запчасти) без вооружения передали Испании для применения в качестве морских спасательных машин. В Испании Do-24Т, получившие обозначение HR.5 (позже смененное на HD.5) летали в 804-й спасательной эскадрилье до 1971 г.

Один Do-24, совершивший вынужденную посадку в территориальных водах Швеции, был включен в ВВС этой страны под обозначением Тр24 и эксплуатировался до 1952 г.

Во Франции самолеты Do-24 поступили на вооружение частей морской авиации и служили до 1952 г.

Летающая лодка Дронье Do-24, хотя и создавалась не по требованиям люфтваффе, нашла весьма широкое применение в их рядах. Значение этих гидросамолетов в годы Второй мировой войны трудно переоценить: за время эксплуатации Do-24 ими было спасено около 12 000 человек!

Источник - airaces.ru